Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
- Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
- Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
1. Ответить на вопросы:
- Какое было время года?
- Что пускал по воде Саша?
- Что загудело в воздухе?
- Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам:
- весна (ранняя, поздняя, теплая);
- самолет (большой, красивый, серебристый);
- лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет.
- Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
Зима.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
1. Ответить на вопросы:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети зимой?
2. Объяснить значение словосочетаний:
- деревья голые;
- кругом снег лежит;
- звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
- снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий;
- коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
- лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
- медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
1. Ответить на вопросы:
- Кого дети слепили из снега?
- Сколько они сделали комков?
- Что прилепили бабе?
- Что воткнули ей в руки?
- Что сделали потом?
- Что надели бабе на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).
- Предвестники весны.
- Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
3. Ответить на вопросы:
- Какая была зима?
- Что наступает после зимы?
- Как греет солнышко весной?
- Кто прилетел?
- Кого увидели дети?
- Что они закричали?
- Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)